Чем ближе экзамены в выпускных классах, тем выше тревожность выпускников и родителей. Как понизить уровень тревожности? Как мотивировать детей на успешную сдачу экзаменов? Как создать ситуацию успеха в последние дни учебного года?
Прежде всего, учитель должен помочь и детям, и взрослым преодолеть страх перед экзаменом. Конечно, наиболее старательные ученики, добросовестно выполнявшие все задания по подготовке к ОГЭ или ЕГЭ, предложенные учителем на уроке, легче преодолевают страх перед испытанием. Но даже они волнуются и переживают за результат. Что же говорить о тех, кто не всегда ответственно подходил к подготовке? Учитель настраивает детей на лучший результат, убеждая их в том, что все темы изучены, повторены, сложные случаи разобраны и т.д.
Учитель авансирует успешный результат на экзамене, вселяя ребятам веру в себя, в свои знания, силы и возможности.
Выпускник получает от учителя ненавязчивые инструкции в выполнении заданий.
Очень важна мотивация! У одиннадцатиклассников она выражена, на мой взгляд, ярче. Они стремятся к лучшему результату, чтобы набрать максимально высокие баллы для поступления в учебные заведения. Но и для девятиклассников важна хорошая оценка на экзамене, от которой зависит отметка в аттестате, а, следовательно, и средний балл. Кроме того, дети в любом возрасте очень хотят порадовать своими успехами родителей. К осознанию этого и следует подводить учащихся.
Не исключаем и индивидуальный подход. Каждого ребёнка есть за что похвалить. Пусть это маленький успех, но на него стоит обратить внимание и самого ученика, и его товарищей.
На следующем этапе необходимо мобилизовать учащихся на активную деятельность, конкретезируя задания.
Не секрет, что с заданием в целом справляется не каждый ученик. Но в той части задания, где решение верно, следует заострить внимание и дать положительную оценку действиям ребёнка. Однако не желательно «перехваливать», особенно успешных. Такие дети могут переоценить себя и перестанут прилагать усилия в выполнении заданий.
Хотелось бы заострить внимание на том, что в процессе решения тестовых заданий многие современные дети пытаются найти ответ с помощью интернет-источников, не осознавая ответственности за такие действия. Это довольно часто приводит к конфликтным ситуациям. Бывает очень трудно убедить ученика в том, что такое отношение к подготовке чревато негативными последствиями прежде всего для него самого.
Известно немало приёмов создания ситуации успеха («эмоциональное поглаживание», «холодный душ», «даю шанс и др.), из которых учитель применяет те, что позволяют ему создать для детей наиболее благоприятную атмосферу, чтобы осознать свою успешность, почувствовать уверенность в своих силах и избавиться от страха перед предстоящими испытаниями.
|