Учимся искусству общения в семье
Помните:
на ребёнка воздействует вся внутрисемейная атмосфера. Эффект
этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Нет ни одного социального или
психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы
от их семейных условий в настоящем или прошлом. Характер этой зависимости
меняется. Если раньше школьная успеваемость ребёнка и продолжительность его
обучения зависели преимущественно от материального обеспечения семьи, то теперь
огромную роль играет и уровень образования родителей.
Помимо образовательного уровня родителей
сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер
взаимоотношений между её членами. Неблагоприятные семейные условия
характерны для подавляющего большинства «трудных» подростков, трудных в
социальном (несовершеннолетние правонарушители) или в психологическом смысле
(подростки с психическими отклонениями).
На личность подростка также оказывает
влияние и стиль его взаимоотношений с родителями.
Вот несколько психологических механизмов,
посредством которых родители влияют на своих детей:
- Подкрепление: поощряя
поведение, которое родители считают правильным, и, наказывая за нарушение
установленных правил, взрослые внедряют в сознание ребёнка определённую
систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребёнка
привычкой и внутренней потребностью.
- Идентификация: ребёнок
подражает своим родителям, ориентируется на их пример, старается стать
таким же, как они.
- Понимание: зная внутренний мир
своего ребёнка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым
формируют его самосознание и коммуникативные качества.
- Психологическое противодействие:
юноша, свободу которого жёстко ограничивают, может выработать повышенную
тягу к самостоятельности, а то, кому всё разрешают, вырасти зависимым.
Литература:
Н.Ф.Дик, Е.П.Сгибнева Отдыхая –
обучаемся, познавая – развиваемся
/ Ростов-на Дону/ «Феникс»/ 2007
|