Психологический климат семьи
Очень важны эмоциональный тон семейных
взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми
психологи представляют в виде шкалы:
- на
одном полюсе – максимально близкие, тёплые, доброжелательные отношения –
родительская любовь; в этом случае основными средствами воспитания
являются внимание и поощрение;
- на
другом – далёкие, холодные, враждебные отношения; тогда главенствуют
строгость и наказание.
Исследователи
убеждены в преимуществах первого подхода. Ребёнок, лишённый родительской любви,
имеет меньше шансов на высокое самоуважение, тёплые и дружественные отношения с
другими людьми и устойчивый положительный образ «Я».
Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает:
- неосознанную
взаимную враждебность у детей;
- безотчётную,
немотивированную жестокость;
- низкое
самоуважение, чувство вины, тревоги и т.д.
Наилучшие
взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются тогда, когда
родители выбирают демократический стиль воспитания, который способствует
воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной
ответственности.
Авторитарный
стиль воспитания вызывает у подростков:
- отчуждение
от родителей;
- чувство
своей незначительности и нежелательности в семье.
Если родительские
требования не обоснованы, то они либо вызывают протест и агрессию, либо
привычную пассивность.
Психологи предостерегают и от перегибов в сторону
терпимости. Это вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела,
мешает формированию у него ответственной зависимости; способствует формированию
личности со слабым «Я». Излишняя
«демократия» со стороны родителей порождает у подростка так называемый «синдром
безынтересного дома», когда ему неинтересно в семье, скучно, в результате, он
идёт на улицу.
В глазах ребёнка
и подростка мать и отец выступают:
- как
источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребёнок чувствует
себя беззащитным, беспомощным, одиноким;
- как
власть, директивная инстанция, распорядитель благ; наказаний и поощрений;
- как
образец, пример для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих
качеств;
- как
старший друг и советчик, которому можно доверять.
Литература:
Н.Ф.Дик, Е.П.Сгибнева Отдыхая – обучаемся,
познавая – развиваемся
/ Ростов-на Дону/ «Феникс»/ 2007
|