Главное о психологии подросткового возраста - Психология подростка занимается выявлением основных
закономерностей психического развития в течение периодов отрочества и
ранней юности (от11 до 18 лет).
- Подростковый возраст большинство исследователей
связывают с развитием общества, ставящего новые, более высокие требования
перед человеком в плане социальной зрелости.
- Чтобы считаться взрослым, человеку недостаточно
пройти через точку полового созревания. Перед молодым человеком встаёт
задача соответствия требованиям общества, и лишь при решении данной задачи
он может быть признан зрелым.
- В период развития ребёнка следует отметить резкие
изменения, затрагивающие все сферы жизни подростка и ведущие к перестройке
всей системы отношений с окружающими.
С. Холл, американский психолог,
охарактеризовал отрочество как период бури и натиска.
Факторы психического развития в подростковый период
- Подросток принимает
изменения, происходящие с его телом в связи с процессом полового
созревания;
- приобретает новые познавательные возможности;
- выстраивает иерархию мотивов, определяющих сферу
его предпочтений;
- учится управлять собой;
- формирует собственные взгляды на происходящие
события;
- выстраивает собственную систему мировоззрения;
- делает первые жизненные выборы (профессия, любимый
человек, направление саморазвития и т.д.);
- устанавливает новые отношения с родителями с учётом
возросшей самостоятельности и независимости;
- вступает в избирательные межличностные отношения
дружбы и любви со сверстниками.
Основным итогом
подросткового возраста считается достижение нового уровня самосознания, т.е. к
завершению данного периода человек получает некое целостное представление о
себе, эмоционально относится к себе, пытается изменить в себе негативные черты,
ставит перед собой задачи на саморазвитие.
Подросток
осознаёт себя в сравнении с другими, поэтому особое значение в подростковом
возрасте приобретает общение, прежде
всего общение со сверстниками.
Вывод
Подростковый возраст – особый
период психического развития, когда происходят значительные качественные
изменения, вызывающие необходимость перестройки всей системы отношений с
окружающими и приводящие к возникновению нового уровня развития самосознания.
Литература:
Н.Ф.Дик, Е.П.Сгибнева Отдыхая –
обучаемся, познавая – развиваемся
/ Ростов-на Дону/ «Феникс»/ 2007
|