Игра-конкурс
«Литературный экспресс»
6
класс.
Станции, где мы побываем:
1. Мифологическая
2. Библейская
3. Древнерусская
4. УНТ
5. Сказочная
6. Пушкинская
7. Золотой век русской литературы
8. XX век
Цель игры: Повторить произведения,
изученные в 5-6 классах.
Развивать у учащихся интерес к предмету.
Воспитывать любознательных, внимательных,
благодарных читателей.
Жюри: Учащиеся-старшеклассники.
2-3 команды
учащихся-шестиклассников, ведущий и его помощники.
1. Разминка «Эхо»:
Повторяем хором последний слог.
Собирайся, детвора!
Начинается игра!
Бей в ладоши веселей,
Да
ладоши не жалей!
Сколько
времени сейчас?
Сколько будет через час?
И
неправда! Будет два.
Думай, думай, голова!
Как поёт в селе петух?
Да не филин, а петух!
Вы уверены, что так?
А на самом деле как?
Сколько
будет дважды два?
Ходит кругом голова!
Это ухо или нос?
Может это сена воз?
Это локоть или глаз?
А вот это что у нас?
Вы хорошие всегда?
Или только иногда?
Не устали отвечать?
Разрешаю помолчать…
2. Представление команд: название, рифмованное
приветствие, девиз.
Станция
Мифологическая
О каком мифе идёт
речь?
1. «Вскоре Эврисфей дал новое поручение Гераклу. Он
должен был очистить от навоза весь скотный двор…» («Скотный двор царя Авгия»)
2. «Яблоки эти росли на золотом дереве, выращенном
богиней земли Геей в подарок Гере в день её свадьбы с Зевсом…» («Яблоки
Гесперид»)
3. «- Я дам тебе три яблока, сын Зевса,- ответил Атлас
(Атлант),- ты же, пока я буду ходить за ними, должен встать на моё место и
держать на плечах своих небесный свод». («Яблоки Гесперид»)
Ответьте на вопросы:
1.
Как звали главного
бога древних славян-язычников? (Перун)
2.
Как звали
древние славяне бога весеннего солнца и плодородия, покровителя любви? (Ярило)
3.
У древних
скандинавов считалось, что землёй правит мудрый и справедливый бог. Как его
звали? (Один)
Станция Библейская
1.
Библия (по-гречески это слово означает «книга»). Как
называют Библию христиане? («Книга книг»)
2.
Как называется I часть Библии? (Ветхий
Завет)
3.
Как называется центральная часть Нового Завета? (Евангелие)
Станция Древнерусская
Герои древнерусской литературы в летописях назывались не
только по имени. У всех было прозвище, данное народом за заслуги перед
Отечеством, за личные качества.
Я читаю
первую часть имени, а вы вспоминаете прозвище.
1. Ярослав (Мудрый)
2. Владимир (Красное Солнышко)
3. Никита (Кожемяка)
Станция УНТ
(малые жанры
фольклора)
Разминка: Пропеть зажигательные народные частушки.
Задание 1:
Отгадать загадку. (Можно использовать жетоны)
Загадки о животных:
- Хозяин
лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке
снеговой. (Медведь)
- Сероватый,
зубоватый, по полю рыщет, ягнят, телят ищет. (Волк)
- Сама
мелковата, а хвост богатый. С ветки на ветку скок-поскок, орешек за
орешком щёлк-пощёлк. (Белка)
- Маленький,
беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (Заяц)
- В
густом лесу под ёлками, осыпанный листвой, лежит клубок с иголками,
колючий и живой. (Ёж)
- В
одежде богатой, живёт без оконца, да сам слеповатый, не видывал солнца. (Крот)
- Боится
зверь ветвей моих, гнёзд не построит птица в них. В ветвях краса и мощь
моя. Скажите быстро: кто же я? (Олень)
- На
четырёх столбах гора. Скажешь – ляжет, сядешь – встанет. Пойдёт шагать –
на коне не догнать. (Верблюд)
- Заплелись
густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже
завитком рога. (Барашек)
|
Загадки о растениях:
1.Кто сидит на крепкой ножке в
бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы – нет под шапкой головы. (Гриб)
2. Стоят в лугах сестрички:
золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)
3. Весной веселит, летом
холодит, осенью питает, зимой согревает. (Лес)
4. Вертится Антошка на одной
ножке: где солнце встанет, туда он и глянет. (Подсолнух)
5. В земле сидит, хвост вверх
глядит, и сахар из неё можно добыть, и вкусный борщ сварить. (Свёкла)
6. Десять мальчиков живут в
зелёном чуланчике. (Горох)
7. Что же это за девица? Не
швея, не мастерица, ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год. (Ёлка)
8. В золотой клубочек спрятался
дубочек. (Жёлудь)
9. Из земли вырастаю, весь мир
одеваю. (Лён)
|
Задание 2: Собери пословицу.
1. Ученье –
свет, а неученье – тьма.
2. В гостях
хорошо, а дома лучше.
3. Не имей
сто рублей, а имей сто друзей.
4. Старый
друг лучше новых двух.
5. Что
посеешь, то и пожнёшь.
6. Маленькое
дело лучше большого безделья.
7. Скучен
день до вечера, коли делать нечего.
8. Взялся за
гуж, не говори, что не дюж.
9. Готовь
сани летом, а телегу зимой.
Задание 3: Все команды по очереди повторяют
скороговорки. Кто скажет лучше?
- Бобр добр до
бобрят. - Курочка
пестра, пеструшечка шустра.
Станция Сказочная
Повторим сказки
А.С.Пушкина и сказку П.Ершова «Конёк-горбунок».
Кто из героев сказок
А.Пушкина сказал:
1.«Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь». (Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке
и рыбке».)
2.«Смилуйся,
государыня рыбка!
Что мне
делать с проклятою бабой?
Уж не хочет
быть она царицей,
Хочет быть
владычицей морскою,..». (Старик. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
3.«Дурачина
ты, прямой простофиля!
Выпросил,
простофиля, избу!
Воротись,
поклонися рыбке:
Не хочу быть
чёрною крестьянкой,
Хочу быть
столбовою дворянкой». (Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
4.«Ах ты,
мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою». (Царица.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
5
«Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!» (Золотой
петушок. «Сказка о золотом петушке».)
6.«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий
избавитель,
Не тужи, что
за меня
Есть не
будешь ты три дня,
Что стрела
пропала в море;
Это горе –
всё не горе.
Отплачу тебе
добром,
Отслужу тебе
потом:
Ты не лебедь
ведь избавил:
Девицу в
живых оставил;
Ты не коршуна
убил,
Чародея
подстрелил». (Царевна Лебедь. «Сказка о царе Салтане…»)
Если ты читал сказку
П.Ершова «Конёк-горбунок», то вспомнишь, кто сказал:
1. «Всю я ноченьку не спал;
На моё ж
притом несчастье,
Было страшное
ненастье:
Дождь вот так
ливмя и лил,
Рубашонку всю
смочил…» (Данило)
2. «Ты, Данило, молодец!
Ты вот, так
сказать, примерно,
Сослужил мне
службу верно,
То есть,
будучи при всём,
Не ударил в
грязь лицом». (Отец Иванушки)
3. «Эй вы, сони! Что вы спите!
Брату двери
отоприте;
Ночью
страшный был мороз –
До животиков
промёрз». (Гаврило)
4. «…Коль сумел ты усидеть,
Так тебе мной
и владеть.
Дай мне место
для покою
Да ухаживай
за мною,
Сколько
смыслишь. Да смотри:
По три утрени
зари
Выпущай меня
на волю
Погулять по
чисту полю…» (Кобылица)
5. «Ну, раскидывай шатёр,
На ширинку
ставь прибор
Из заморского
варенья
И сластей для
прохлажденья.
Сам ложися за
шатром
Да смекай
себе умом.
Видишь,
шлюпка вон мелькает…
То царевна
подплывает…» (Конёк-горбунок)
6. «Заезжай ты поклониться
В изумрудный
терем мой
Да скажи моей
родной:
Дочь её
узнать желает,
Для чего она
скрывает
По три ночи,
по три дня
Лик свой
ясный от меня?» (Царь-девица)
Станция Пушкинская
1. В каком
возрасте Пушкин поступил в Царскосельский лицей? (12 лет)
2. Кто стал
первым и самым близким другом Пушкина в Царском Селе? (Иван Пущин)
3. В 1815
году на публичном экзамене Пушкин прочёл свои стихи в присутствии знаменитого
поэта. Какого поэта? Как его имя? (Г.Р.Державин)
Продолжить стихотворение А.С.Пушкина:
1. Зима!
Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью, как-нибудь;
2. Мороз и
солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -
Пора, красавица, проснись…
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
( «Зимнее утро»)
3. Буря
мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То
заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
( «Зимний вечер»)
Станция Золотой век Русской литературы (XIX век)
Узнайте автора по
его произведению.
1.
Белеет парус одинокий
В тумане
моря голубом!..
Что ищет он
в стране далёкой?
Что кинул он
в краю родном? (М.Ю.Лермонтов «Парус»)
2. «Между
тем чёрт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но
вдруг отдёрнул её назад, как бы обжёгшись, пососал пальцы, заболтал ногою и
забежал с другой стороны и снова отскочил и отдёрнул руку…» (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)
3. О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я,
любит крестьянских детей… (Н.А.Некрасов
«Крестьянские дети»)
4. «Изба лесника состояла из одной комнаты,
закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел
на стене. На лавке лежало одноствольное ружьё, в углу валялась груда тряпок;
два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально
вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу
длинного шеста…» (И.С.Тургенев «Бирюк»)
5.А вы,
друзья, как ни садитесь,
Всё в
музыканты не годитесь. (И.А.Крылов
«Квартет»)
6.«Проголодавшегося
медведя запрут, бывало, в пустой комнате, привязав его верёвкою за кольцо,
ввинченное в стену. Верёвка была длиною почти во всю комнату, так что один
только угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. Приводили
обыкновенно новичка к дверям этой комнаты, нечаянно вталкивали его к медведю,
двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым
пустынником...» (А.С.Пушкин «Дубровский»)
Станция
XX век
Знаете ли вы, как
зовут авторов этих произведений?
1.
«Лапти» (Иван Алексеевич Бунин)
2.
«Тапер» (Александр Иванович Куприн)
3.
«Троп» (Владимир Карпович Железников)
4. «Кладовая
солнца» (Михаил Михайлович Пришвин)
5. «Песнь о
собаке» (Сергей Александрович Есенин)
6. «Тихая
моя родина», «Звезда полей» (Николай
Михайлович Рубцов)
Пока жюри подводит
итоги, мы немного посчитаем.
1.В рассказе
А.П.Чехова «Пересолил» насмерть перепуганный землемер соврал вознице Климу, что
прихватил с собой револьверы. Сколько, по его словам, револьверов было у
землемера? (Три)
2.Вспомните,
сколько крестьянских ребятишек подглядывало за охотником в щели сарая? (Девять)
3.Сколько
лет было «мужичку с ноготок», герою стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские
дети»? (Шесть лет)
4.Сколько
зубов вырвали у генерал-майора Булдеева, героя рассказа А.П.Чехова «Лошадиная
фамилия». (Один зуб)
5.Помните ли
вы, сколько лет было Владимиру Дубровскому, когда он стал разбойником? (Двадцать три года)
6.Сколько
подвигов совершил Геракл, чтобы искупить свою вину? (Двенадцать)
Список литературы.
1.Литература. Учебник-хрестоматия для
общеобразовательных учреждений для 5 и 6 классов. Автор-составитель Г.С.Меркин.
Москва «Русское слово» 2006г.
2.И.Г.Сухин. «Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие».
Москва «Новая школа» 1996 г.
3.Е.М.Минскин. «От игры к знаниям». Москва
«Просвещение» 1982 г.
|