Четверг, 21.06.2018, 09:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Е.В.Мариной

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 111
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Баннеры
Совет дня
Прогноз погоды
Яндекс.Погода

Каталог файлов

Главная » Файлы » Литература

Встреча с И.А. Крыловым
23.02.2011, 08:12

 

Иван Андреевич Крылов
1769 - 1844

 

В.Перов. Портрет И.А.Крылова.

 

 

 

Памятник И.А.Крылову
Санкт-Петербург
Летний сад

Встреча с Иваном Андреевичем Крыловым и его баснями.

Люблю, где случай есть пороки порицать.

И. А. Крылов.

 

     Предлагается провести данное мероприятие к юбилею И.А.Крылова или в рамках недели русского языка и литературы для учащихся 5-6 классов.

 

    Цели: вспомнить интересные факты из биографии Крылова, его творчество;

 развивать артистические способности учащихся, навыки выразительного чтения;

отдать дань уважения великому русскому писателю, чьё творчество учит и воспитывает людей на протяжении двух столетий;

    Оформление: портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басням, выставка книг Крылова, рисунки и поделки, приготовленные руками учащихся.

 

Слово о писателе, баснописце и драматурге И. А. Крылове.

 

1.Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

 

2.И.А. Крылов родился в Москве в1769 году. Детство его и отрочество прошли в тяжёлых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете. Мать ходила читать и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, а будущий баснописец начал служить в одном из казённых учреждений «подканцеляристом». Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством, унизительной атмосферой человеческого бесправия.

 

3.Будущий баснописец не учился в школе. Но в нём жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

   Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему не даром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Кроме того, он прекрасно играл на скрипке, хорошо рисовал. Но именно басня сделала его известным.

 

4.Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому кругу читателей. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов…»

 

7.А.С.Пушкин благоговел перед Крыловым и, часто думал с любопытством: «Кто же он в действительности, этот человек? Талант его огромен, но в остальном он загадка». По определению Н.В. Гоголя, басни Крылова - «книга мудрости самого народа». В.Г. Белинский высоко ценил творчество Крылова, говорил, что его будет читать весь русский народ. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.

 

6.Много горькой правды говорил баснописец о несправедливых порядках в России, о жестоких помещиках, корыстных чиновниках, чваных вельможах. Мы смеёмся над героями басен – потешными зверями, иногда хитрыми и злыми, иногда глупыми. Но мы хорошо понимаем, что Крылов высмеивает и разоблачает человеческие пороки и недостатки: лень, зависть, невежество.

 

7.Герои басен Крылова – добродушный увалень Медведь, хитрая, льстивая Лиса, глупый, упрямый Осёл и другие – как будто пришли из народных сказок.

 

8.Иногда задумываешься: а что, если бы в баснях речь шла только о животных? Что, если бы персонажи и «мыслили» по-звериному? Или, напротив, действовали бы в них только люди? Пожалуй, всё бы и пропало. Ведь «душа» крыловской басни в этом «органическом синтезе человеческого и звериного, соединении тонком, тактичном и потому никак не оскорбительном».

 

9.Крылов отрицательно относился к царю Александру I, который много обещал и ничего не делал для народа. Царя и его министров он высмеял в басне «Квартет». В 1810 году Александр I перестроил Государственный Совет, разделив его на четыре департамента. Во главе каждого из них стоял министр. Однако никаких законов для облегчения жизни народа не последовало. Крылов высмеял это бесплодное мероприятие.

 

Выразительное чтение наизусть басни « Квартет».

 

10.Чему учит эта басня? Верно, она разоблачает самоуверенных хвастунов, берущихся не за своё дело.

 

11.Язык басен Крылова удивительно прост и ясен. Стихи звучат как живой, непринуждённый разговор. Баснописец так рассказывает о различных поучительных происшествиях, что читатель видит перед собой яркую живую сценку.

 

Инсценировка басни «Демьянова уха».

 

12.Басня никогда не бывает нудной навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакль, их легко инсценировать.

 

Инсценировка басни «Две собаки».

 

13.Как вы думаете, какому событию посвящена басня «Волк на псарне»? Басня эта была написана Иваном Андреевичем Крыловым во время Отечественной войны 1812 года. Французы заняли Москву. Наполеон предложил Кутузову заключить мир, но предложение было отвергнуто, и вскоре началось изгнание французов из России. И.А. Крылов послал эту басню Кутузову в действующую армию.

Выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне».

 

14.Сегодня мы стали и артистами, и иллюстраторами, и знатоками басен И.А.Крылова, произведения которого останутся для нас умной и нужной книгой. Этим и дорог нам Крылов – актёр, художник, музыкант. Он сам читал свои басни, и замечательно читал!

 

15. Мы пригласили вас в театр,

Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,

Раскрыть свой начинающий талант

И показать, как исполняли роли.

 

 

16.Известный поэт М.В.Исаковский посвятил И.А.Крылову свои стихи:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Сокровищница мудрости народной

В них людям открывалась до конца,

И голос их прямой и благородный

К добру и правде призывал сердца.

Всё знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

 

 

Викторина по басням И. А. Крылова.

Вопрос

Ответ

1.В каком городе баснописцу Крылову поставлен памятник?

 

1.В Санкт-Петербурге, в Летнем саду.

 

 

2.Что означает слово «квартет»?

 

 

2.Музыкальное произведение для четырёх инструментов.

 

3.Из каких басен взяты эти строки?

 

а) Да только воз и ныне там.

 

 

 

а) «Лебедь, Щука и Рак».

 

 

б) Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!

 

 

б) «Стрекоза и Муравей».

 

в) А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь.

в) «Квартет».

 

г) Вертит очками так и сяк:

То к темю их прижмёт,

То их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

г) «Мартышка и очки».

д) У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем.

д) «Волк и Ягнёнок».

е) Голубушка! Как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

е) «Ворона и Лисица».

ж) Он порча, он чума, он язва здешних мест!

(А Васька слушает да ест).

ж) «Кот и повар».

з) Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

з) «Слон и моська».

 

17. Каждый герой басни олицетворяет собой определённые качества. Какие качества олицетворяют Волк, Осёл, Ягнёнок, Лиса?

 

18. Многие басни содержат выражения, ставшие пословицами и поговорками. Объясните их смысл. (КОЗ)

а) «Слона-то я и не приметил»;

б) «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»;

в) «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»;

г) «На задних лапках я хожу»;

д) «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»;

е) «Да только воз и ныне там»;

 

19. Поэт Батюшков писал о Крылове: «Это человек – загадка, и великая!»

А великий критик Белинский восхищённо заметил: «Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского».

Дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном мире.

Компетентностно-ориентированное задание:

 Цели: формирование информационной и коммуникативной компетентности.

Аспекты: планирование информационного поиска, извлечение вторичной информации, первичная обработка информации на I уровне.

Стимул

Часто мы употребляем в речи крылатые выражения, пословицы и поговорки.

Тот, кто украшает свою речь крылатыми выражениями из басен Крылова, слывёт человеком образованным, наблюдательным, остроумным.

Задачная

формулировка

Просмотрите басни Крылова;

выпишите крылатые выражения, пришедшие в нашу речь из этих басен,

объясните их смысл;

заполните таблицу.

Время выполнения задания – 15 минут.

Бланк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Басня

 

Крылатое выражение

Что обозначает данное выражение (его смысл)

1. «Любопытный».

 

 

2. «Кукушка и Петух»

 

 

3. «Лебедь, Рак и Щука».

 

 

4. «Две собаки».

 

 

5. «Зеркало и Обезьяна»

 

 

 

Источник

 

Басни И. А.Крылова: «Любопытный», «Кукушка и Петух», «Лебедь, Рак и Щука», «Две собаки», «Зеркало и Обезьяна».

 

Инструмент проверки

(модельный ответ)

 

Басня

Крылатое выражение

Что обозначает данное выражение (его смысл)

1. «Любопытный»

«Слона-то я и не приметил»

Не увидел главного.

 

2. «Кукушка и Петух»

«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»

Льстить друг другу, быть неискренним.

 

3. «Лебедь, Рак и Щука»

1) «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»;

 

2) «А воз и ныне там»

1) Если между людьми, занятыми одним делом, имеются разногласия, то их дело закончится неудачей.

2) Дело не делается, стоит на месте.

4. «Две собаки»

Ходить на задних лапках

Льстить, унижаться, быть шутом.

5. «Зеркало и Обезьяна»

«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

 

Прежде, чем осуждать кого-либо, подумай о том, как ты сам себя ведёшь.

(На себя сначала посмотри)

10-12 баллов – выписаны и верно объяснены  все крылатые выражения.

За каждый неверный ответ снимается 1 балл.

Литература

1.        Предметные недели в школе. Русский язык и литература / Составитель Л.И.Косицина/Волгоград/ «Учитель»/2002

2.      Басни И.А.Крылова.

Категория: Литература | Добавил: Марина | Теги: литература
Просмотров: 16048 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
1  
Ода , очень хороший музыкант!
Я люблю его стихи!

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Время жизни сайта
Облако тегов

Марина Е.В.
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz