Возрастные особенности школьников
Рассмотрим возрастные
особенности школьников с двух сторон: положительные и отрицательные.
Младшие школьники
Положительные изменения:
- Свежесть,
острота восприятия мира, познавательная активность.
- Богатство
воображения, яркость творчества.
- Природная
любознательность.
- Достаточно
развитая речь.
- Хорошая
наблюдательность.
- Повышенная
чувствительность.
- Рост
самостоятельности.
- Стремление
к независимости.
- Интенсивное
усвоение норм и правил общежития.
- Учитель
– непререкаемый авторитет.
- Повышенная
доверчивость, открытость.
- Освоение
новой социальной роли.
- Первый
опыт управления собой («хочу» - «должен»).
- Проявление
чувства ответственности.
- Появление
логики чувств.
Отрицательные проявления:
- Повышенный
интерес к внешним атрибутам, желание ими выделиться (самый лучший плеер,
пенал, ручка и т.д.).
- Несформированность
положительной учебной мотивации.
- Неправильное
понимание оценки учебной деятельности.
- Отсутствие
критического отношения к людям.
- Слабость
и произвольность познавательных процессов.
- Наглядно-образное
внимание преобладает над словесным.
- Неумение
прослеживать причинно-следственные связи.
- Противоречивость
и неустойчивость характера.
- Недостаточность
воли.
- Нет
навыка самооценки.
- Повышенная
отвлекаемость.
- Кривляние,
манерность.
- Трудновоспитуемость
(повышенная конфликтность).
- Неприспособленность
к организации труда.
Подростковый период
Положительные изменения:
- Проявление
чувства взрослости в интеллектуальной, морально-этической сфере, трудовой,
бытовой.
- Повышенное
внимание к своей внешности (вещи, косметика и т.д.).
- Проявление
эмоционально-ценностного отношения к себе – поведенческий компонент.
- Быстрый
рост самосознания, самооценки, саморегуляции.
- Самосознание
начинается с самопознания, сравнения с другими людьми.
- Расширяется
круг общения.
- Проявляется
самостоятельность в приобретении знаний и навыков.
- Развивается
стремление быть не хуже, а лучше других.
- Появляется
осознанная познавательная мотивация.
- Вступает
в силу новая социальная роль подростка – опора и поддержка взрослого.
Отрицательные проявления:
- Проявление
эгоцентризма.
- Намеренная
манипуляция взрослыми.
- Бурное
физическое развитие опережает психическое.
- Ранимая
неустойчивая психика.
- Повышенное
негативное отношение к учителям, родителям, взрослым.
- Внутренний
конфликт с самим собой и окружающими.
- Страх
одиночества (мысли о суициде).
- Потребность
в тепле, ласке, любви.
- Предрасположенность
к несчастным случаям, болезням.
- Гиперактивные
подростки – группа риска (склонность к употреблению наркотиков,
токсикомании, курению, алкоголю).
Юношеский возраст
Положительные изменения:
- Чрезмерная,
бьющая через край энергия.
- Физическая
зрелость.
- Качественное
развитие интеллекта – накопление информации из разных областей знаний.
- Высокий
творческий потенциал и активность, новизна идей.
- Выработка
индивидуального стиля учебной деятельности.
- Поиск
причинно-следственных связей.
- Открытие
своего внутреннего мира, не похожего на мир других людей, осознание
собственной уникальности.
- Развитие
высших чувств – любовь, дружба.
- Самоуправление
своей деятельностью, поведением.
- Острая
потребность в доверительном общении, вступление в неформальные
объединения.
- Психосексуальная
идентификация и усвоение половой роли.
- Развитие
рефлексии в отношении самого себя (самоанализ).
- Становление
устойчивого образа «Я».
- Личностное
и профессиональное самоопределение.
Отрицательные проявления:
- Неадекватность
самооценки (повышенная или заниженная).
- Высокая
тревожность в общении с людьми, от которых они зависимы.
- Склонность
к психопатии.
- Повышенная
озабоченность своим внешним видом.
- Страх
одиночества – боязнь быть непонятыми окружающими.
- Излишняя
дифференциация учебных предметов, связанная с профессиональной
ориентацией.
Литература:
Н.Ф.Дик, Е.П.Сгибнева Отдыхая –
обучаемся, познавая – развиваемся
/ Ростов-на Дону/ «Феникс»/ 2007
|